Институт безопасности дорожного движения
Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета
г. Санкт-Петербург,
Курляндская ул. д.2/5
Экспертиза: (812) 575-94-06, (812) 251-92-08
Обучение: (812) 316-15-25, (812) 316-13-71

Расчет эксплуатационных норм расхода ГСМ

Норма расхода топлива ТС — это предельно допустимое количество топлива, израсходованного автотранспортным средством (АТС) при прохождении заданной дистанции. Существуют также и нормы расхода топлива на эксплуатацию оборудования: компрессоров,  генераторов, насосов и других агрегатов, использующих двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

Расчет нормы расхода топлив и смазочных материалов как правило требуется для автотранспортных предприятий, эксплуатирующих АТС и специальный подвижной состав на базе автомобильного шасси на территории Российской Федерации, а так же для организаций, задействованных в системе управления и контроля.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации АТС в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации АТС.

Виды норм расхода топлива:

  • базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
  • транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
  1. автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
  2. самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
  • транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа – до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

©2021 Институт БДД, Все права защищены